Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

СТЕП-ТАНЕЦ И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ

Учебная программа Федерального компонента СД ГОС ВПО

по специально­сти 071301 – Народное художественное творчество. Квалификация: художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель, специализации - "Эстрадный танец"

Москва, 2010

Утверждено на заседании кафедры народного танца

протокол №

Рекомендовано к изданию методическим советом хореографического факультета

Степ танец и методика его преподавания: Учебная программа Федерального компонента СД ГОС ВПО по специально­сти 071301 – Народное художественное творчество. Квалификация: художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель, специализации «Эстрадный танец». Составитель: Занозин Н.А.

Цель курса

Цель дисциплины состоит в изучении степ-танца как отдельного жанра танцевального искусства. История степ-танца началась задолго до того, как были описаны первых танцы, но массовому зрителю Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. степ-танец (в России «степ», «чечетка») открылся в XX в., с появлением музыкальных фильмов, мюзиклов, концертов эстрадно-циркового направления. Сейчас степ-танец бурно развивается в различных музыкально-театрально-концертных формах. Проводятся Степ-фестивали, Чемпионаты Европы и Мира по степу, где собираются тысячи танцоров-степистов.

В основе жанра степа лежит отбивание ритма ногами по полу в танце, а различные стили в рамках техники степа предлагают большую вариативность в использовании разнообразных ритмических рисунков, рабочих поверхностей (по которым совершаются удары), различных частей тела и предметов, которыми отбивается ритм. в целом степ-танец развивает координацию, внимание, память, чувство ритма, моторику ног и не Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. только, музыкальность и пластичность.

Задачи курса

1. Овладеть теоретическими и практическими знаниями, навыками и умениями в жанре танца степ.

2. Изучить стилистические особенности и базовый лексический материал в жанре танца степ.

3. Освоить принципы и методику его преподавания.

4. Рассмотреть основы свободной степ-импровизации.

5. Ознакомиться со способами и возможностями грамотного и логичного использования степа в различных видах танцевального искусства

6. Сформировать профессиональные навыки для создания современных хореографических произведений с использованием разнообразных возможностей степ-танца.

7. Развить творческое мышление и потенциал будущих педагогов-хореографов через познание лучших образцов, стилей и направлений в современном степ-танце.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

«Степ-танец и методика его преподавания» – практически-теоретический курс ознакомительного характера Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.. Курс призван расширить творческий диапазон будущих педагогов и руководителей хореографических коллективов, дать базовые знания и навыки в области эстрадного танца, способствовать обогащению возможностей хореографа и исполнителя современного танца в системе профессиональной подготовки выпускников.

Требования к уровню освоения содержания курса



В результате освоения данной дисциплины выпускник должен:

знать:

· историю возникновения и развития степа в мире, основные школы степа в мировой танцевальной культуре и их особенности.

· принципы исполнения базовых элементов и схем в технике степ-танца

· терминологию и способы письменного фиксирования элементов в степ-танце

· основы и особенности исполнения различных направлений и стилей в степ-танце

· принципы и методику преподавания степа

· основы свободной степ-импровизации

· способы грамотного Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. и логичного использования степа в различных видах танцевального искусства

· возможности и правила использования музыкально-ритмических основ и структур.

· проблемы, возникающие при освоении степ-танца, и способы их разрешения.

выразительные средства

уметь:

· точно исполнять движения техники танца степ на практике;

· Сохранять темпоритм в течение всего заданного музыкального фрагмента в хореографическом произведении (с музыкальным сопровождением и при его отсутствии);

· грамотно пользоваться терминологией и способами письменного фиксирования элементов в степ-танце;

· объяснять основные принципы и правила исполнения базовых элементов в степ-танце;

· анализировать теоретические знания и практические умения, используемые в различных школах и направлениях степ-танца;

· использовать различные стилистические направления степа для создания собственных Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. оригинальных хореографических произведений;

· грамотно разложить и просчитать структуру и композицию музыкального произведения;

· воспроизводить и создавать различные ритмические рисунки на базе музыкальных произведений разных жанров, используя технические возможности степ-танца

· применять основы свободной степ-импровизации для создания собственных хореографических комбинаций, упражнений, схем.

· пользоваться специальными источниками и методической литературой, кино и видеоматериалами для изучения особенностей современных направлений в степ-танце.

· самостоятельно предупреждать и разрешать проблемы, связанные с изучением и познанием особенностей степ-танца;

ВЛАДЕТЬ:

· техникой исполнения базовых элементов и схем в степ-танце;

· методологией и методикой обучения степу групп начального уровня;

· навыками построения ритмическо-хореографического текста в степ-композициях;

· различными приемами и Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. способами воспроизведения ритмической основы музыкальных произведений разных жанров с использованием технических возможностей степ-танца;

· принципами свободной импровизации для создания собственных оригинальных хореографических произведений.

Разделы дисциплины и их основное содержание.

Раздел 1. – История степа.

История возникновения и развития степа в мире. Зарождение степа. Степ в 18 и 19 веках. Пять этапов развития степа в 20 веке. Возможности степа в 21 веке.

Взаимосвязи степ-танца с музыкальными перкуссионными направлениями и смежными танцевальными дисциплинами. Основные школы степа в мировой танцевальной культуре и их особенности. Основные фигуры (исполнители, постановщики) в российской и мировой степ-культуре. Культура исполнительского мастерства и внешний вид степ-танцора в различных Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. танцевальных степ-направлениях.

Раздел 2. – Принципы и методика преподавания степа

Терминология степа (основные понятия танца степ, различия их использования для обозначения ударов, основные позиции ног, рук, корпуса). Способы письменного фиксирования элементов в степ-танце. Основные принципы, методы и приемы преподавания степ-танца. Правила построения урока по степу. Техника безопасности, возможные проблемы, возникающие при освоении степ-танца, и способы их разрешения и предупреждения, профилактика травм.

Раздел 3.- Техника степа – начальный уровень.

Основные принципы техники степ танца. Понимание струк­туры удара, развитие моторики ног, расслабление стопы при ударе, овладение ритмикой, ощущение гравитации (веса), про­странства и времени, органика движения. Три вида базовых ударов (с переносом веса Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы., без переноса веса, с проскальзыванием и зависанием «рабочей» ноги в воздухе).

Комбинации в степе. Изучение базовых и традиционных комбинаций и связок ударов. Основные приемы и принципы в соединениях ударов. Простые учебно-постановочные упражнения и танцы, где представлены основные базовые удары, комбинации и связки

Раздел 4. Ритмика в степе.

Освоение различных ритмических рисунков, заложенных в музыкальных произведениях. Умение поставить степ-акцент ( как простой, так сложный, синкопированный) и использовать сложный счет в работе над музыкальным произведением. Работа как с сильными, так и со слабыми музыкальными долями. Дополнительные возможности создания музыкального рисунка средствами степ-хореографии.

Раздел 5. Техника степа – продвинутый уровень.

Комбинированные удары. Увеличение Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. скорости исполнения как базовых, так и комбинированных ударов. Сложные струк­туры удара (в воздухе; исполняемые опорной ногой и т.д.). Усложненное развитие моторики ног, скольжения и вращения в степ-танце. Приемы и принципы в соединениях ударов. Сложные учебно-постановочные упражнения и танцы, где представлены комбинированные удары, комбинации и связки. Соединение базовых и комбинированных ударов с хореографическими элементами других танцевальных дисциплин. Сохранение темпоритма в течение всего заданного музыкального фрагмента в хореографическом произведении (с музыкальным сопровождением и при его отсутствии).

Раздел 6. Ритмические рисунки и импровизация в степе.

Освоение упражнений на развитие импровизационного мышления. Овладение основными принципами импровизации в степе (на основе изученных Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. элементов). Основы свободной степ-импровизации (как с музыкальным сопровождением, так и без него с возможностью создания собственных элементов и ударов).

Возможности и правила использования музыкально-ритмических основ и структур при создании собственных оригинальных хореографических произведений. Приемы создания собственных ритмическо-хореографических рисунков.

Учебно-тематический план

1-й год обучения (при 72-х часах - 1-й-2-й семестр)

Тема Общее количество часов В том числе
Теория Практика
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Раздел 1. История степа
Раздел 2. Принципы и методика преподавания степа
Раздел 3.- Техника степа – начальный уровень.
Раздел 4. Ритмика в степе.
Выступления, конкурсы, фестивали, мастер-классы
Индивидуальные занятия
Самостоятельная работа
Зачет, экзамен
Итого Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Требования к зачёту 1 года обучения студент экзамену: знать, уметь, владеть.

Шим-Шем-Шимми (учебный традиционный танец, интерпретация Константина Невретдинова)

Синий – правая нога, красный – левая нога.

Shuffle –Step - Shuffle –Step Shuffle- Ball-Change - Shuffle –Step (right)

Shuffle –Step - Shuffle –Step Shuffle- Ball-Change - Shuffle –Step ( left)

Shuffle- Ball-Change - Shuffle –Step - (right)

Shuffle- Ball-Change - Shuffle –Step - (left)

Step -Clap-Toe- Step- Hop- Step- Hop- Step - Jump- Jump

Stomp- Heel- Stomp- Heel - Toe- Heel- Toe- Heel- Stomp (right)

Stomp- Heel- Stomp- Heel - Toe- Heel- Toe- Heel- Stomp (left)

Stomp- Heel- Stomp- Heel - Toe- Heel- Toe- Heel- Stomp (right)

Clap-Toe- Step- Hop Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.- Step- Hop- Step - Jump- Jump

Stomp- Heel- Stomp- Heel - Toe- Heel- Toe- Heel- Stomp (left)

Stomp- Heel- Stomp- Heel - Toe- Heel- Toe- Heel- Stomp (right)

Toe- Heel- Toe- Heel- Stomp (left)

Toe- Heel- Toe- Heel- Stomp (right)

Toe- Heel- Toe- Heel- Stomp (left)

Pause

Jump - Step- Shuffle- Ball-Change (right)

Jump - Step- Shuffle- Ball-Change (right)

Jump - Toe- Step- Hop- Step- Hop- Step Jump- Jump (right)

Jump - Step- Shuffle- Ball-Change (left)

Jump - Step- Shuffle- Ball-Change (left)

Jump - Toe- Step- Hop- Step- Hop- Step Jump- Jump (left)

Step - Step- Spank- Toe- Step- Spank- Toe, Step- Spank- Toe Step- Spank- Step Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.- Step- Step (right)

Step - Step- Spank- Toe- Step- Spank- Toe, Step- Spank- Toe Step- Spank- Step- Step- Step (left)

Step - Step- Spank- Toe- Step- Spank- Toe, Step- Spank- Toe Step- Spank- Toe (right)

Clap-Toe- Step- Hop- Step- Hop- Step - Jump- Jump (right)

Stomp- Spank- Step -Stomp- Spank- Step Stomp- Spank- Step Stomp- Spank- Step Stomp (right)

Stomp- Spank- Step -Stomp- Spank- Step Stomp- Spank- Step Stomp- Spank- Step Stomp (right)

Stomp- Spank- Step -Stomp- Spank- Step Stomp- Spank- Step Stomp- Spank- Step Stomp (right)

Clap-Toe- Step- Hop- Step- Hop- Step - Jump- Jump (right)

Hop- Shuffle Hop Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.- Shuffle Step Ball-Change (right)

Hop- Shuffle Hop- Shuffle Step Ball-Change (left)

Hop- Shuffle Hop- Shuffle - Step - Shuffle Hop- Shuffle- Step - Shuffle Hop- Shuffle Step Ball-Change (right)

Hop- Shuffle Hop- Shuffle Step Ball-Change (left)

Hop- Shuffle Hop- Shuffle Step Ball-Change (right)

Hop- Shuffle Hop- Shuffle - Step - Shuffle Hop- Shuffle- Step - Shuffle Hop- Shuffle Step Ball-Change (left)

Знать терминологию:

* Удары в степе

Разобьем удары по группам:

1- STEPS - шаги, где удар есть наступание на ногу,т.е. при ударе мы переносим вес на «ударную» ногу (which get a weight change).

2- Taps – удары,когда удар не ведет к переносу веса тела Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы., но нога, которой совершается удар, остается на полу (which don't get a weight change).

3- Brushes – удары, когда нога поднятая вверх, опускается, производит удар и снова оказывается в воздухе.

Шаги или Steps – удары с переносом веса тела на «ударную» ногу.

1. Step – «степ»– шаг – может быть как на подушечках ног (ball), так и на полной стопе (flat foot).

2. Ball-Change – «бол-ченч» - (Step- Step) два быстрых шага на подушечках ног.

3. Toe – «то» - удар с переносом веса на носок (полупальцы) ноги в комбинации с дальнейшим опусканием пятки (Heel). Удар носком ботинка.

4. Heel – «хил» - удар опусканием пятки, стоя на Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. полупальцах ноги (toe or ball).

5. Roll – «ролл» - 2 последовательных удара – Toe-Heel (or Step-Heel)– т.е. 1-й удар - шаг на полупальцы и 2-ой удар опускание пятки.

6. Cramp-Roll – «крэмп-ролл» - 4 последовательных удара: Toe- Toe- Heel- Heel. Исполняется как с правой, так и с левой ноги: Toe(R)- Toe(L)- Heel(R)- Heel(L), где (R)-правая нога, а (L)-левая нога. Мы наступаем сначала на полупальцы одной ноги, затем на полупальцы второй, и ударяем пяткой первой, а затем второй ноги. Часто эти удары исполняются в быстром темпе.

7. Stamp - «стэмп или стамп» - шаг на полную ногу.

8. Hop - «хоп или хап» - прыжок или Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. подскок на одной и той же ноге.

9. Jump – «джамп» - прыжок или перескок с одной ноги на другую, а также прыжок на двух ногах.

10. Flap – «флэп», «флап», «фо-лап» - шаг, состоящий из двух ударов: 1- Brash «браш» (см. ниже) и 2- Step «степ» т.е. просто шаг. (Многие педагоги требуют, что бы после первого удара (brash) нога выпрямлялась в колене, и потом только следовал шаг)

Taps – удары,когда удар не ведет к переносу веса тела, но нога, которой совершается удар остается на полу (which don't get a weight change).

1. Tap – «тап» или «тэп» - удар подушечкой ноги (ball) без переноса веса, нога Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. может остаться на полу.

2. Dig – «диг» - удар задним краем пятки свободной (не стоящей на полу) ноги, после удара нога может оставаться на полу.

3. Stomp - «стомп» - удар всей поверхностью стопы, после удара нога остается на полу.

4. Slap – «слэп» или «слап» - двойной удар, где 1-это - Brash «браш» (см. ниже) и 2- Tap «тап» т.е. просто удар подушечкой ноги. Вес на эту ногу не переносится.

Brushes – удары, когда нога поднятая вверх, производит удар (ы) и снова оказывается в воздухе. По ассоциации названия, brash – щетка, кисточка, и те движения ноги, которые похожи на движение кисточки или щетки.

1. Brush – «браш» - удар подушечкой Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. ноги (ball) от себя, по полу. Нога после удара отрывается от пола.

2. Pull – «пулл» - обратный «браш» (brush), т.е. удар подушечкой ноги при

3.Brush back – «браш бэк» или движении ноги назад. Выполняется, 1- нога поднята и движением

4.Back Brush – «бэк браш» к себе происходит удар, 2- нога стоит на пятке, а носок поднят

5.Back – «бэк» - вверх, и поднимая ногу, ударяем подушечкой о пол (нога поднимается).

6.Spank – «спэнк» или «спанк»

7. Shuffle «шафол» или «шафл»- двойной удар, 1-«браш» (Brush), 2-«браш-бэк» (Brush back). Поднятая нога сверху опускается вниз-вперед (от себя) и, проскальзывая, подушечкой стопы ударяет о пол и поднимается чуть вперед, затем двигается обратно, проделывая такое Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. же движение в обратную сторону, ударяет подушечкой стопы также по полу, но уже к себе, и снова поднимается вверх.

8. Scuff – «скаф» - это тот же «браш» (Brush), но только пяткой, а не подушечкой стопы - удар пяткой (heel) по полу. Нога после удара отрывается от пола.

9. Scuffle – «скафл» - это тот же Shuffle «шафол» - двойной удар, но только пяткой.

10. Riff – «риф» - двойной удар, исполняется как Brush – «браш», только нога проделывает сначала удар подушечкой, а затем пяткой и отрывается от пола вверх -от себя.

11. Riffle – «рифл» или «рифол» - тройной удар – 1-подушечка стопы, 2-пятка - Dig – «диг», 3- Spank – «спэнк».

Paddle – «пэдл» или «падл» - двойной удар Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы., 1- Dig – «диг» - удар пяткой, 2-Spank – «спэнк» - подъем ноги с ударом подушечкой стопы о пол.

7. Задания для контрольных и самостоятельных работ:

А) из истории степа рассказать об исполнителях и их место в развитие степ танца (реферат).

Б) воспроизвести заданный ритм техникой степ танца.

В) перевести комбинации на язык терминологии степ танца.

Г) подобрать музыкальные материал и поставить на куплет и припев степ комбинации используя разнообразную технику степа.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Определяющие признаки степ танца.

2. Трюковые средства степ танца.

3. Влияние степ танца на хореографическое искусство.

4. Принципы подбора музыкального сопровождения для степа.

5. Основные удары и комбинации в Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. степ танце.

6. Использование предметов и аксессуаров при исполнении степ танца.

7. Определить стиль, характер и манеру исполнителя степ танца.

Бально-рейтинговая система оценки курсов (сколько балов за посещаемость, выполнения заданий за экзамен, зачёт)


documentaevsvqv.html
documentaevtdbd.html
documentaevtkll.html
documentaevtrvt.html
documentaevtzgb.html
Документ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.